Способность к самоконтролю и умение управлять собой – одни из главных показателей созревания личности. Агрессия – как раз, та самая эмоция, которая с трудом поддается дрессировке. Но и ее можно укротить. Наиболее необузданная агрессия живет в детях и подростках. Так как они еще не нашли формы борьбы с ней. Агрессивность сама по себе не является отрицательной чертой личности. Она может выполнять не только разрушительную функцию при нападении, но и защитную – при попадании в экстремальные ситуации. Также можно выделить внутреннюю и внешнюю агрессию: первая наносит вред самому человеку, вторая – окружающей среде и обществу. Агрессия в форме деструктивной эмоции усложняет процесс взаимодействия с другими людьми. Это очень важно в процессе социализации и маленького ребенка, и подростка. По большому счету, у каждого человека должна быть хотя бы малейшая степень агрессивности, потому что ее полное отсутствие может привести к пассивности, конформности, ведомости. Эти черты зачастую приводят подростков к неприятным ситуациям или зависимостям.
Какую бы форму не носила агрессия у детей и подростков, как бы она не проявлялась, в первую очередь, нужно найти пробудившую ее причину. А уже потом искать наиболее эффективные формы поведения и снижения агрессии. Рассмотрим особенности агрессии у детей и подростков.
Агрессивность как черта характера заложена в ребенке с рождения. Именно ее проявления часто показаны в форме крика, кусания, рычания. Малыш, еще не умеющий разговаривать, не может изложить свой протест словами и объяснить свою позицию. Все, что ему остается, это выполнять действия дискомфортные окружающим. Агрессия у ребенка 2 лет уже может проявляться в виде применения физической силы против обидчика, он может щипаться, бить, пинать, разбрасывать предметы.
Важно, чтобы на этом этапе созревания ребенка взрослые использовали формы продуктивного поведения.
Рассмотрим пример. Полуторагодовалая Аня щипает двухлетнего брата за то, что тот отнял игрушку.
Основным видом деятельности детей этого возраста является игра. В том числе ролевая. Как раз сейчас малыши учатся вести себя в обществе, зачастую подражая поведению взрослых.
Обычные причины проявления агрессии: борьба за лидерство, обида, нежелание выполнять просьбу. Проявляется в форме драки, истерики, криков. Несмотря на то, что ребенок уже умеет разговаривать, форма диалога в конфликте ему еще мало знакома и не удобна. Гораздо проще распустить кулаки или закатить истерику.
Пример. Четырехлетние Маша и Даша хотят быть ведущими в игре. Но вакантная должность одна. Разгорается конфликт. Девочки пускают в ход руки.
Дети этого возраста уже прекрасно осознают происходящее вокруг и адекватно оценивают ситуацию. Они уже стремятся к определенным целям, занимают свои позиции в обществе.
Частые причины агрессии: непреодолимое препятствие, не желаемая роль в обществе, неблагоприятная обстановка в семье.
Формы проявления: скандалы, порча имущества, оскорбления, нанесение телесных повреждений.
Важно, в этот период взрослым самим не допускать поведения, которое может быть скопировано ребенком в агрессивном ключе.
Пример. Володя строил спичечный домик. Приложил массу усилий. Сережа по неосторожности сломал его. Володя накинулся на Сережу с кулаками.
Агрессия начинает обостряться у детей предподросткового возраста. И если вовремя не научить ребенка с ней справляться, то к подростковому кризису можно подойти с критическим уровнем агрессивности.
Возраст самостоятельности, независимости, с усиленным чувством взрослости заставляет ребят бороться за свое место под солнцем и защищать свои права.
Причины проявления агрессии: непонимание окружающих, недовольство со стороны авторитетных взрослых, лидерство, неспособность достичь цели, отсутствие желаемых результатов, накаленная обстановка в семье.
Формы проявления: скандальный уход из дома, оскорбления, применение физической силы, разрушение окружающей обстановки, нанесение вреда себе (возможно, суицид).
Существует много способов научиться владеть своим телом и своими эмоциями. Главное, чтобы у детей и подростков всегда была поддержка близких и благоприятные условия для развития самодостаточной личности.
Добавить комментарий