Домашнее насилие, или насилие в семейно-бытовой сфере, является весьма распространенным явлением во многих странах мира. Обычно различают следующие формы насилия: физическое, психологическое, сексуальное, эмоциональное и экономическое.
Для нашего рассмотрения наиболее важной является проблема насилия в современных российских семьях, в частности, насилие по отношению к детям. Побои, нанесение тяжких телесных повреждений, принуждение детей к употреблению алкоголя или наркотиков, насилие в отношении других членов семьи, прежде всего, матери, жестокое обращение с домашними животными - все это тяжело сказывается на физическом здоровье и психике детей. К этому необходимо добавить, что такое насилие имеет к тому же долговременные последствия, оставляя в памяти и характере ребенка неизлечимые раны.
К еще более серьезным последствиям может привести сексуальное насилие над детьми в семье. Кто бы ни был взрослый, совершающий сексуальное насилие над ребенком, он считается преступником, нарушившим половую неприкосновенность детей, если ребенку нет 16 лет, или половую свободу, если сексуальное насилие совершено в отношении человека, достигшего 16 лет. Не говоря уже о физическом контакте при сексуальном насилии, но и развратные действия в отношении ребенка без физического контакта типа кино- и фотосъемок детей для порнографических изданий подрывают психику детей и оставляют рану в их душах на всю жизнь. Последствия сексуального насилия над ребенком могут быть еще более тяжелыми и необратимыми, чем последствия физического насилия.
Первой и наиболее распространенной реакцией ребенка на насилие в семье является его стремление убежать из дома. К сожалению, статистика дает ужасающие цифры: беспризорников в современной России больше, чем было в 1945 году после Великой Отечественной войны. В значительной степени это результат домашнего насилия.
У людей, подвергшихся в детстве насилию, может быть склонность к суициду, наркомании, алкоголизму, бродяжничеству.
Как можно определить, что ребенок подвергается насилию в семье? Обычно такие дети находятся в состоянии страха и тревоги, депрессии и боязни взрослых или, наоборот - в состоянии повышенной нервозности и агрессивности. В любом случае педагоги должны обратить внимание на такого ребенка и попытаться деликатно выяснить, что с ним происходит, побывать в его семье, поговорить с соседями и друзьями. Следует добавить, что насилие может быть и психологическим, т.е. выражаться в унижении и оскорблении ребенка, изоляции его, «промывании мозгов», шантаже, угрозах. Для неокрепшей детской психики этот тип насилия тоже может иметь тяжелейшие последствия.
Долговременными последствиями домашнего насилия могут быть неврозы, психические заболевания, высокий риск алкоголизма и наркомании, криминального поведения людей, подвергшихся в детстве насилию, риск превращения в проституток девочек, ставших в детстве объектами сексуального насилия.
В мировой практике существуют два типа борьбы с домашним насилием: ресторативный и карательный. Первый подразумевает восстановление мира в семье, второй – наказание человека, являющегося источником насилия. Во многих странах мира существуют законы, направленные на предотвращение домашнего насилия. К сожалению, в России такого отдельного закона по предотвращению домашнего насилия пока нет, т.е. государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия на этапе его предотвращения. Уголовный кодекс РФ направлен на ликвидацию последствий случившегося. Тем важнее становится роль педагога-воспитателя в предотвращении домашнего насилия или минимизации его последствий для ребенка.
Автор статьи: Белова Марина Антоновна
Добавить комментарий