Наши дети нередко проявляют более выраженные таланты, чем взрослые. Ведь малыши не обременены еще комплексами и часто с удовольствием выходят на сцену. Первый такой выход, как правило, происходит в детском саду.
Театрализованная деятельность в детском саду чаще всего ассоциируется или с кукольным театром, или с детскими утренниками. В первом случае детишек привлекают к искусству театра при помощи ярких красивых кукол. Они помогают воспитателю инсценировать любимую сказку, визуализировать образы героев.
На детских утренниках нередко используют элементы театральности, но они перемешаны с веселыми играми. Очень часто воспитатели боятся рисковать – ведь родители придут смотреть на их работу, а детки могут забыть текст, испугаться. Поэтому иногда легче пригласить аниматора, который будет развлекать малышей веселыми играми. Собственно, детям в таком случае отведена довольно зависимая роль.
Ситуация может сложиться совсем по-другому, если вы решитесь поставить с группой настоящий спектакль. А задача это не такая простая.
Имеются в виду факторы, которые нужно учесть до начала непосредственной работы с малышами. Нередко в наше время театрализованная деятельность в детском саду сталкивается с вполне материальными трудностями. Это может быть как отсутствие подходящего зала для постановки или простейшей музыкальной аппаратуры, так и неадекватное поведение родителей!
Материальные трудности чаще всего возникают, когда воспитатели, решив поставить с детками спектакль, слишком серьезно подходят к процессу. Когда они требуют наилучших костюмов, настоящих театральных залов, а некоторые еще и настаивают на применении световой аппаратуры!
Прекрасно, если садик, в котором вы работаете, элитный и родители могут себе позволить такие расходы. Но чаще всего повышенные запросы приводят к тому, что идея театральной постановки умирает на корню. Ведь зачем начинающим актерам микрофоны-гарнитуры, подключенные к профессиональному звукорежиссерскому пульту? Зачем им дорогущие ткани в нарядах и сделанные на заказ декорации? Не забывайте, что ставится спектакль не для удовлетворения ваших нереализованных мечтаний и даже не для родительского умиления. Главная причина постановки – дети.
Это же не всегда понимают родители. Многие после утренников привыкли к тому, что все происходящее с их детьми на сцене им и предназначено. Это может послужить возникновению ряда проблем. Многие мамы и папы считают крайне важным то, чтобы его ребенок был самым лучшим на фоне остальных, чтобы все другие родители завидовали. Не все адекватно могут понять, почему один малыш читает текст, а второй играет дерево. Перед началом работы над детским спектаклем нужно провести с родителями воспитательную работу, объяснить цели и особенности происходящего.
Начинаться театрализованная деятельность в детском саду может с простейших коротких историй, а заканчиваться серьезными постановками. Главное, что должно учитываться при выборе сюжета – возраст артистов. Совсем маленькие с удовольствием воспримут несложный и знакомый им сюжет. В таких сказках не должно быть слишком много персонажей и запутанных поворотов. Дети в старших группах вполне способны на решение более сложных задач. Существует множество классических и современных авторов, сказки которых несут не просто поверхностное изложение истории, а и глубокий смысл! Не стоит недооценивать маленьких детей. Порой некоторые философские мысли они понимают намного лучше, чем взрослые!
Если вы хотите, чтобы спектакль был особенно интересен как самим детям, так и взрослым, попробуйте найти незаезженный сюжет или по-новому трактовать популярную сказку. В этом прекрасными помощниками станут сами дети! Дайте волю их фантазии. Спросите, как они себе представляют того или иного знакомого героя, как он мог бы выглядеть в реальной жизни…. Результаты скомпонуйте и смело воплощайте! Так вы сблизите детишек с их персонажами еще в самом начале творческого процесса.
Итак, сюжет выбран, сценарий написан. Осталось назначить исполнителей на роли. Делая выбор, нужно руководствоваться многими аспектами. Воспитатель обычно хорошо знает свою группу, знает, кто на что способен. Поэтому чаще всего главные роли получают дети, которые наиболее активно себя ведут – экстраверты. Остальные же используются как массовка. Это не всегда правильный подход. Потому что нередко бывает, что в скромном тихоне сидит настоящий актерский талант! Вы можете предложить детям обыграть небольшие сюжеты, устроив настоящий кастинг.
Для того, чтоб при этом среди детей не возникло соперничество, можно не озвучивать, на какую роль идет набор. А подать это все в виде смотра талантов. Выделяя роль каждому малышу, нужно подчеркнуть, почему именно он идеально подходит на неё. Если детей в группе слишком много, можно даже сделать два состава, которые будут играть по очереди. Можно назначить костюмера, декоратора, помощника режиссера. Главное – дать каждому шанс показать себя!
С младшими группами лучше всего не увлекаться большими полотнами слов. А иногда вообще избегать их. Хороший вариант – воспитатель за кадром читает историю, а дети обыгрывают её эмоциями и телом. Со старшими количество текста можно увеличивать, но тоже без фанатизма. Не давайте много слов ребенку, у которого не все в порядке с речью – это может отразиться на его уверенности в себе. Много внимания стоит уделить тем эмоциям, с которыми дети говорят свои слова. Старайтесь не допустить того, чтобы малыши просто повторяли заученные строки. Они должны чувствовать и понимать суть сказанного. Тем, кто особо проникается процессом, иногда удается даже найти другое слово, сохранив смысл!
Очень важно, чтобы каждый понимал свою роль и жил ею. При правильной подготовке, дети могут это лучше некоторых взрослых актеров. Проработайте каждого персонажа отдельно всем коллективом. Придумайте его до мелочей – одежда, голос, походка. Пусть все попробуют изобразить всех персонажей. Предложите малышам придумать какие-то истории, в которые персонаж мог бы попасть. В общем, максимально воплотите образы в жизнь. Это касается и проработки второстепенных ролей!
Уделите хотя бы одно занятие на то, чтоб описать роль дерева, на пример – как оно шумит, выглядит, как взаимодействует с другими. Все должны понимать, что их герой делает на сцене. Таким же образом можно вместе с детишками придумать и даже сделать декорации! Чем больше юные актеры будут участвовать в процессе, тем больше они в него погрузятся.
Музыкальное сопровождение в принципе играет важнейшую роль в любом спектакле. А для детишек звуковые эффекты станут еще одним помощником в погружении в сюжет. Поэтому правильный подбор музыки крайне важен. Лучше не перегружать постановку отдельными сольными номерами, даже если у вас в группе есть супер-поющие дети. Если вы не выбрали жанр детского мюзикла, такие номера будут тормозить развитие сюжета. Хорошо, когда заканчивается постановка большой общей песенкой. Также не пренебрегайте звуковыми и шумовыми эффектами. Их можно записать на диск, а можно создавать вместе с детьми. Максимальное приближение к реальности – вот, что самое главное!
Напоследок хотелось бы сказать – не забывайте, что это всего лишь дети. Если даже во время премьеры кто-то забыл слова или не там вышел, это не катастрофа! Малышам можно все, да и отсутствие ошибок – не главное. Ведь театрализованная деятельность в детском саду должна учить детишек добру с помощью искусства. А не отбивать любовь к театру на всю жизнь.
Автор статьи: Евграфова Екатерина Дмитриевна
Добавить комментарий