Сегодня ребёнок воспитывается и обучается в мире электроники. Вокруг него постоянно находятся предметы технического прогресса, среди которых главную роль играет телевизор, компьютер и Интернет. Чтобы учесть этот важный аспект современного образования, подготовить интересный урок, правильно преподнести материал, педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми технологиями. Особенно важно уметь делать презентации для начальной школы.
Мультмедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Они сопровождают выступления на самых различных конференциях, собраниях, конкурсах, праздниках. Без них сейчас трудно представить себе современный процесс обучения в школе. Чем же вызвано столь широкое использование их на уроках, в чём преимущества этого информационного продукта перед другими средствами обучения?
Процесс образования в начальной школе должен отрабатывать современный ФГОС, согласно которому (помимо прочего) в традиционную трилогию «учитель-ученик-учебник» вводится четвёртое звено – компьютер. Это означает, что сегодня результатом учебно-воспитательного процесса в младшей школе должна стать компьютерная грамотность и рациональное использование Интернет-ресурсов (конечно, пока только основы).
Получается, что перед учителем начальной школы стоит задача не только научить детей писать и считать, развить их речь, познакомить с окружающим миром, расширить кругозор, активизировать умственную деятельность и творческое мышление, но и реализовать цели компьютерного обучения. Поэтому возникает необходимость на уроках применять информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Как показывает практика, применение ИКТ позволяет:
Уроки с использованием ИКТ в начальной школе особенно актуальны. Ученики 1-4 классов обладают наглядно-образным мышлением, поэтому готовясь к очередному уроку, важно подбирать как можно больше иллюстративного материала. Для этой цели отлично подойдёт интерактивная доска, показ на проекторе видеофрагментов или презентаций.
Узнайте больше об ИКТ в образовании
Одними из наиболее удачных форм представления учебного материала являются мультимедийные презентации для начальных классов.
Презентация – это форма представления информации с помощью специальных компьютерных программ.
В ней сочетаются самые важные факторы, удерживающие внимание ребёнка – изображение, динамика и звук. Т.е. данная программа воздействует одновременно на слуховой и зрительный анализатор, которые отвечают за восприятие информации.
В презентации для детей начальных классов учитель по своему усмотрению может скомпоновать учебный материал, подобрать иллюстрации, варианты смены слайдов, музыку и пр. Всё это позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального положительного эффекта.
Мультимедиа презентации создаются в MS Power Point.
Эта программа позволяет:
В классе во время уроков с использованием мультимедийных презентаций достигается активная рабочая обстановка, появляется возможность для наглядного ознакомления с теми предметами окружающего мира, которые, может быть, никогда не попадутся в реальной жизни. Изучая материал таким образом, ученики проявляют живой интерес, стремятся обсудить его, задают вопросы, выражают готовность выполнять дополнительные задания.
Кроме этого, презентации решают ещё одну важную задачу – ликвидируют страх школьников перед учёбой и компьютером. Для них становится понятно: то, что они «должны» делать не так уж и плохо, поэтому «обязанность» учиться вскоре перерастает в «желание».
Узнайте больше о том, как правильно сделать презентацию
Очевидное преимущество мультимедийного сопровождения – визуализация учебного процесса.
Демонстрируя на слайдах уникальные микропрепараты, или космоснимки, учитель открывает для учащихся доступ к скрытым процессам микро- и макромира, которые не увидишь с помощью школьных микроскопов и телескопов. Используя анимацию, можно показать процесс движения и развития различных живых и неживых систем. Благодаря мультимедийным презентациям, в любой момент на уроке может зазвучать музыка, а на экране возникнет фрагмент фильма. Учитель, как дирижер, лёгким движением руки управляет ходом урока. При этом ему нет необходимости то и дело подходить с мелом к доске, всё внимание обращено на детей, на особенности их работы. Таким образом, экономится время, увеличивается плотность урока, можно обогатить его новым содержанием.
Иллюстрации, видеофрагменты, анимации, красочные фотографии с комментариями и вопросами к ним повышают у школьников интерес к изучаемому предмету, создают положительный эмоциональный фон. Красочный материал, предлагаемый учащимся на слайдах, лучше запоминается. Если презентация интерактивна, то у школьников в процессе взаимодействия с ней, развиваются и логическое мышление, и творческое.
Существует мнение, что, демонстрируя ученикам, готовые картины мира, мы не даём им возможности создать собственное представление. То есть, мешаем развитию их фантазии. Но виновата в этом не презентация. Опытный, творческий учитель, сначала даст возможность детям самим подумать, представить объект, а потом предложит сравнить свои представления с картинами на презентации. Или предложит им попытаться с помощью возможностей, заложенных в компьютерные программы, перенести свои представления на слайды, продемонстрировать их и обсудить друг с другом в группах.
Мультимедийные презентации успешно сопровождают уроки-исследования, уроки-игры, проектные уроки, на их основе создаются тесты, а опорные сигналы Шаталова получили свою вторую жизнь.
Работа с учебником, тетрадью не дают ученику такую возможность манипулировать с текстом, изображениями, какую даёт работа со слайдами презентации. При этом у школьников развивается способность к поиску, выделению и структурированию необходимой информации. Только мультимедийная презентация позволяет в короткий срок, одновременно провести опрос всех учеников класса и, представив ответы, даёт им возможность оценить свои знания. Активные обсуждения дизайна различных презентаций способствуют формированию у школьников художественного вкуса и чувства меры.
При всех своих преимуществах презентация остаётся только инструментом в руках учителя.
Она не должна собой заполнять весь урок и присутствовать на каждом уроке. Иногда, презентацию можно включить лишь для того, чтобы с её помощью сделать гимнастику для глаз, снять напряжение с мышц тела. Музыка, весёлые картинки и видеофрагменты поднимут настроение учащихся и помогут развить у них чувство юмора. Таким образом, правильное использование компьютерных презентаций не только не нанесёт вред здоровью школьников, а, напротив, укрепит его.
В умелых руках талантливого учителя мультимедийные презентации, несомненно, имеют преимущества и приносят только пользу в процессе обучения школьников.
Учащиеся младшей школы обладают определёнными возрастными особенностями (неусидчивость, низкая концентрация внимания, индивидуальная система восприятия и пр.).
Поэтому при создании презентации для школьников нужно учитывать следующие рекомендаций:
Презентации для начальной школы – это один из самых простых способов наглядно демонстрировать материал, делать рассказ более доступным и запоминающимся, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу и работать в соответствии с новыми стандартами.
Добавить комментарий