Развитие координации движений в период дошкольного возраста тесно связано с уровнем работоспособности, а также уровнем физиологической зрелости детей. Соответственно, целесообразно говорить о необходимости всесторонней физической подготовки в ДОУ. При этом отдельную роль играют подвижные игры для дошкольников. Данные игры отличаются выраженной ролью активных творческих двигательных действий, сопровождающихся определенным игровым сюжетом.
Структурная специфика подвижных игр в ДОУ
Соответственно, подвижные игры для дошкольников имеют структуру следующего вида:
- цель,
- сюжет (тема),
- правила (направленные на преодоление определенных трудностей),
- двигательные действия.
Сюжет подвижных игр определяет специфику развития игрового конфликта. Содержание сюжета берется из окружающей действительности и образно проявляется в действиях игры (военные, охотничьи, бытовые и др.). Также сюжет может определяться задачами физического воспитания в группе дошкольников.
Правила также являются обязательным атрибутом подвижных игр. Они определяют местонахождение игроков, условия их перемещения, границы допустимых действий и др. В некоторых играх предусмотрены штрафные санкции за нарушения правил – вплоть до удаления нарушителей из игры. Также в некоторых подвижных играх допускается возможность совместного обговаривания правил ведущим и участниками.
Двигательные действия, определяющие подвижные игры для дошкольников, достаточно разнообразны по своему характеру.
В зависимости от целей игры, двигательные действия могут быть:
- ритмические,
- подражательные,
- образно-творческие и др.
В качестве вариаций двигательных действий могут использоваться задания с переменой движения, преодолением препятствий, сопротивлением силой и т. д.
Подвижные игры в ДОУ могут проходить в двух формах:
- групповые (коллективные),
- индивидуальные (одиночные).
Первая форма, как правило, организуется воспитателем, вторая – самими детьми. Также отдельный вид представляют подвижные игры в детском саду, подводящие к спортивной деятельности. Данный вид подразумевает систематические подвижные игры, требующие постоянных условий проведения, и направленные на освоение дошкольниками элементов спортивной техники.
Подвижные игры в младшей группе
Как правило, в младшую группу детского сада входят дети в возрасте от 3-х до 4-х лет. Подвижные игры для данного возраста должны иметь сюжетно-ролевой характер. Для этого часто используются дополнительные атрибуты – костюмы, маски, и др.
- Игра «Ручеек». Направлена на развитие равновесия ребенка, умения прыгать и ходить по узкой дорожке. Рисуется «ручеек» (ширина – до 2-х м) и «камешки» внутри него (не менее 30-ти см друг от друга). Дети становятся вдоль черты (границы «ручейка»), затем, по команде начинают движение через «ручеек» - перепрыгивая с «камешка» на «камешек» друг за другом. Оступившийся ребенок считается «намочившим ножки». Он возвращается в начало пути и заново начинает путь.
- «Цветные автомобили». Игра на развитие цветового восприятия малышей, а также на умение действовать по сигналу, развитие согласованных действий. Каждому ребенку дается цветной флажок – он означает цвет автомобиля. Дети выстраиваются в две шеренги, друг напротив друга, и внимательно следят за сигналом ведущего. Ведущий делает взмах вверх флажком одного из цветов. Дети, у которых в руках флажок аналогичного цвета, начинают быстро бегать по площадке, имитируя движение автомобилей. При этом нельзя создавать «аварию». Когда ведущий опускает руку с флажком вниз, дети возвращаются на исходные позиции. Затем действия повторяются с другими цветами.
В младших группах ДОУ не рекомендуется проводить для малышей спортивные игры (такие, например, как футбол или волейбол), а также игры соревновательного характера. Физическое и психологическое развитие ребенка в младшей группе еще недостаточно соответствует уровню данных игр.
Подвижные игры в средней группе
Средняя группа ДОУ ориентирована на детей 4-х – 5-ти лет. Подвижные игры в данной группе имеют более усложненный сюжет, чем игры, направленные на детей младшей группы. Двигательные действия игр также отличаются бо́льшим разнообразием.
- «Воевода». Направлена на развитие навыков манипулирования с мячом – прокатывание, бросание / ловля и т. д. Игра формирует у детей такие качества, как выносливость и внимание. Дети перекатывают мяч по очереди, от одного игрока к другому. Катание сопровождается речевкой: «Яблоко катится в круг хоровода, а кто его поднял – тот воевода». В свою очередь ребенок, у которого мяч, катит его между игроками со словами: «Я бегу из хоровода, я сегодня воевода». Остальные игроки бегут возле «воеводы» с двух сторон, пытаясь перехватить мяч. Тот, у кого это получилось, становится «воеводой». Теперь он катит мяч. При этом нельзя мешать игрокам, бегущим за кругом. Можно перебрасывать мяч другому игроку, но только рядом стоящему.
- «Найди и промолчи». Развитие выдержки и смекалки. Ведущий демонстрирует детям предмет, который надо будет отыскать. Затем дети закрывают глаза. Ведущий прячет предмет и прости детей открыть глаза. Участники игры начинают поиски. При этом нашедшему предмет нельзя подавать виду, что он его нашел. Вместо этого он должен подойти к ведущему и сообщить тому шепотом на ухо о находке. Выигрывает тот участник, который первым найдет предмет и сумеет не выдать себя другим игрокам.
Подвижные игры в старшей группе
Возраст детей в старшей группе ДОУ – 5-6 лет.
- «Уголки». Игра направлена на развитие внимательности и скорости реакции. Игровое пространство включает в себя несколько «уголков» - мест, где располагаются игроки (один игрок на одно место). По сигналу ведущего дети должны поменяться местами. При этом ведущий также пытается занять чей-то «уголок». Соответственно, проигравшим считается тот, кому не остается места. Он становится ведущим и игра продолжается.
- «Удочка». Развитие скорости реакции и ловкости. Дети выстраиваются в круг, в середине становится ведущий. В руках у него веревка (3-4 м в длину), на конце которой привязан мешочек с песком. Ведущий начинает вращать веревку по кругу, так, чтобы мешочек скользил по полу. Дети должны успеть перепрыгнуть через мешочек, не задевая веревки. Тот, кто не успевает этого сделать, становится ведущим. Выигрывает тот игрок, который не задел веревки ни разу на протяжении всей игры.
Подвижные игры в подготовительной группе
Подготовительную группу посещают дети в возрасте 6-ти и иногда 7-ми лет. Подвижные игры в данной группе требуют большей двигательной активности от детей, чем игры в предыдущих группах. Поэтому целесообразным будет заранее позаботиться о наличии большого игрового пространства для их проведения.
- «Переправа на плотах». Игра направлена на развитие равновесия у детей. Две команды поочередно переправляются с одного «берега» на другой. Для этого у каждой команды есть два резиновых коврика – «плота». Участники по очереди встают на один коврик (по одному либо по двое-трое человек, в зависимости от размеров коврика), затем кладут перед собой другой – перебираются на него. Таким образом нужно переправиться на другой «берег» (достигнуть противоположной черты). Затем один из переправившихся участников таким же способом возвращается обратно, за остальными игроками, оставшимися на старте. Чья команда быстрее полностью переправится на другой «берег», та и считается выигравшей. При этом нельзя ступать на пол.
- «Туннель». Развитие выносливости и скорости движений. Дети выстраиваются в две шеренги (две команды). Первый ребенок проходит вперед и ложиться на пол в полусогнутой позе. Второй ребенок из этой же шеренги должен проползти под ним по-пластунски (либо другим заданным способом), лечь на небольшом расстоянии в той же позе. Затем задание повторяет третий ребенок, и т. д. Движение повторяется до тех пор, пока команда не достигнет условленной черты. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.
Автор статьи: Анастасия
Добавить комментарий