Как известно, дети очень подвижны и любопытны. Вокруг них - огромный, еще не исследованный мир, в котором так много всего интересного. Но неопытность и незнание многих вещей могут сделать знакомство с этим миром не самым приятным, а иногда и вовсе привести к печальным последствиям. Именно поэтому Школа безопасности для детей должна стать частью учебной программы в младших классах.
Содержание
Актуальные темы Школы безопасности для детей
- Съедобное-несъедобное
- Правила поведения на улице
- Поведение с незнакомцами
- Пользование электроприборами
- Травмы
- Противопожарная безопасность
- Бродячие собаки
- Безопасное передвижение в гололед и плохую погоду
- Игра "Хорошо или плохо?"
Создавая план работы или программу внеурочных занятий по теме "Школа безопасности" для детей младшего школьного возраста следует ориентироваться на проведение большей части занятий в игровой форме.
Вначале необходимо подготовить детей к обсуждению самой темы безопасности. В этом могут помочь родители. Им следует раздать буклеты с яркими картинками, иллюстрирующими правила дорожного движения, поведения при пожаре и т. д., которые они могут рассматривать и изучать дома вместе с детьми.
Также родителей следует привлечь к участию в оформлении стендов, которые затем послужат наглядным материалом при обучении.
Помимо этого, прежде чем приступить к изучению правил безопасности, можно провести конкурс рисунков на тему "Как вырасти без опасности". Хорошей идеей будет скрепить листы в виде паровозика, в каждом "вагоне" которого представлена какая-нибудь опасность или способ, как ее избежать.
Итак, что же, собственно, можно включить в программу "Школа безопасности для детей"?
Детям нравится все пробовать на вкус. Между тем, им необходимо объяснить, что кушать можно не все подряд. Например, нельзя брать в рот траву, листья и незнакомые лесные ягоды, так как они могут оказаться ядовитыми.
Фрукты и овощи перед употреблением нужно мыть, потому что на них грязь и микробы.
Также нельзя есть лекарства и брать еду от посторонних без разрешения родителей.
Об этом и многом другом ребятам следует рассказать в доступной и понятной форме.
Полученные знания хорошо закрепляются с помощью ролевой игры, где одна команда детей - пешеходы, а другая - водители. В игре можно задействовать светофор из цветной бумаги и картона и обыграть его важность, прочитав о нем стихотворение Сергея Михалкова.
Не стоит воспитывать в ребенке страх перед незнакомыми людьми, но все же нужно выработать в нем осторожность и внимательность. Надо дать понять, что не каждый взрослый может иметь добрые намерения.
Это можно сделать, например, рассказав детям сказку или показав спектакль о том, как плохой человек, пообещав много конфет, заманил маленькую девочку или мальчика в ловушку. К концу занятия ребенок должен уяснить себе, что если незнакомец на улице что-то предлагает, нужно вежливо отказаться и уйти.
Также не надо заходить в лифт с посторонними людьми, лучше подождать, когда приедет другой.
Отдельная и очень важная тема занятий – электричество и бытовые приборы. Преподаватель должен наглядно и доходчиво объяснить ребенку, что нельзя совать в розетку пальцы и металлические предметы, потому что его может убить током.
Также необходимо рассказать о том, как правильно пользоваться чайником, утюгом, плитой и, конечно же, акцентировать внимание на том, что все электрические устройства нужно сразу же отключать после использования.
Во время игры ребенок может пораниться: разбить коленку, прищемить пальчик, порезаться. Одно из занятий можно посвятить тому, как избежать травм и что делать в случае, если все-таки появилась ранка.
Нужно обратить внимание детей на опасные предметы, которыми можно пользоваться только в присутствии родителей: спички, утюг, нож, швейные иглы. Не стоит забывать и о ножницах, которыми тоже можно нанести травму. Самое главное – нельзя подносить острые предметы близко к лицу.
Во второй половине занятия можно рассказать, как правильно обрабатывать порезы и ушибы – зачем нужны йод, зеленка, бинты и как их использовать. А в конце занятия провести конкурс: кто быстрее и лучше забинтует товарищу палец.
Очень важно внушить детям, что играть со спичками, свечками и бенгальскими огнями, поджигать траву или тополиный пух опасно - это может привести к пожару. Рассказать о правилах поведения при пожаре можно, разыграв вместе с ребятами сказку "Кошкин дом".
Если дома что-то загорелось, нужно постараться затушить огонь водой или одеялом, позвать на помощь соседей и вызвать пожарников. Ребенок должен знать, что во время пожара нельзя открывать окна, а также прятаться в квартире, ведь тогда спасатели не смогут его найти.
Еще одна тема, которую просто обязана затронуть программа "Школа безопасности для детей", это поведение при встрече с бездомными собаками. Дети должны знать о том, почему нельзя подходить к таким животным и пытаться их погладить.
Собаки могут оказаться заразными или агрессивными. Особенно важно не трогать щенков, ведь где-то неподалеку может бродить их мама, которая обязательно кинется защищать своих детенышей и покусает, а вместе с ней прибегут и другие собаки.
Зимой дети очень любят бегать по улице, играть в снежки. Но иногда снег подтаивает, а потом вновь замерзает – образуется лед. Если неаккуратно передвигаться по льду, можно упасть и получить травму.
Во время занятия можно научить детей ходить по льду правильно – на полусогнутых ногах, наклонив корпус вперед, наступая на всю стопу, а не с носка на пятку.
Также важно обратить их внимание на то, что водителям в это время тоже тяжело. Из-за гололеда становится труднее вовремя остановить машину, если кто-то из пешеходов решил перебежать дорогу. А если машина резко затормозит, ее может занести и выбросить на тротуар. В этой ситуации могут погибнуть люди.
Еще важно предупредить детей об опасностях на дороге во время метели, когда из-за сильного снега пешеходы не видят машин, а водители могут не заметить пешеходов. Это может привести к несчастным случаям. Поэтому в плохую погоду при переходе через дорогу нужно быть особенно внимательным.
На последнем этапе обучения можно провести игру "Хорошо или плохо?". Детям задаются различные вопросы. К примеру, играть ножом – это хорошо или плохо? При этом ребенок должен сам объяснить, почему тот или иной предмет или действие это плохо, а не хорошо.
Плохо это или хорошо – играть возле проезжей части? Что может произойти, если так делать? Желательно побеседовать так с каждым ребенком, чтобы закрепить пройденный материал.
В конце урока дети могут нарисовать рисунки, показывающие последовательность действий в той или иной ситуации и составить из них комикс. Например, инструкция в картинках на тему "Как вести себя при пожаре".
Программа "Школа безопасности для детей" – должна состоять из веселых и интересных занятий на тему безопасности. Только так можно научить малышей не бояться, увереннее чувствовать себя в современной жизни, сделать их более самостоятельными. Но самое главное, увлекательные игры и соревнования помогут ребятам лучше запомнить и усвоить правила безопасности, а также применять их на практике.
Добавить комментарий