Цепкая, образная – так можно охарактеризовать память детей-дошкольников. Но события они будут пересказывать не по порядку, а по ярким моментам, не забыв обстоятельств, при которых происходило запоминание. В школе же требуется точное воспроизведение, произвольное припоминание. Тем более бывают разные мнемические задачи: например, привести дословный рассказ, изложить по смыслу или запомнить на короткое время (к примеру, приведенные в задаче данные). Мнемические способности детей – младших школьников развиваются в соответствии с этими требованиями. Вплоть до 3-4 класса многие ребята запоминают тексты дословно. На уроках природоведения можно услышать такие ответы: «Вы спросите, разве могут горы разрушаться. Да, это действительно так». Далее ученик рассказывает о выветривании горных пород. Но в средней школе такая форма памяти не будет способствовать успешной успеваемости.
Память учеников младших классов улучшается не только от непрерывных тренировок. Важную роль играют и усвоение необходимых приемов, методов запоминания, воспроизведения, которые, естественно, им самим не по силам изобрести. Это, прежде всего, способы осознанного запоминания: выделяя опорные слова, расчленяя текст на смысловые единицы, группируя по смыслу, сопоставляя крупный и детальный текстовый план и т. д. Очень важно то, что эти способы должны постоянно отрабатываться на разнообразном материале. Ведь у плана, скажем, рассказа с сюжетом есть отличия от развернутого плана решения задачи по математике, и от плана работы над грамматической составляющей текста. Требуется не только выделить смысловые единицы, но и группировать их, соподчинять. Уже во 2-ом классе школьники должны уметь готовить план в письменной форме.
Развитие методов воспроизведения материала у младших школьников, его временное распределение, самоконтроль представляют особенную психолого-педагогическую задачу. Еще К. Д. Ушинский подчеркнул, что ребенок забывает от того, что просто ленится вспомнить. Ведь для того, чтобы вновь и вновь восстанавливать в памяти нужный материал, требуются некоторые усилия. Но также при этом необходимы навыки для использования выделенных опорных слов, для того, чтобы уметь пользоваться планом, общими представлениями о представленном явлении, выдать отдельные смысловые части до усвоения материала целиком, и т. д.
Чтобы развить приемы запоминания и воспроизведения у младших школьников учителю необходимо работать систематически. Иначе дети будут готовить, как план и опорные слова, так и группировку материала, просто ради отметки. Это помешает развитию собственных навыков.
Упомянутые приемы запоминания и воспроизведения необходимо отрабатывать как элементы произвольной памяти. При их усвоении школьниками, увеличивается эффективность их непроизвольного запоминания.
Следует знать, что непроизвольная память действеннее, пока не развиты приемы отработки материала по смыслу. Но и здесь просматривается закономерность: легче запомнить то, что относится к предмету и цели деятельности. И если смысловая группировка и анализ текстов были предметом мыслительной работы, возрастает качество и непроизвольного запоминания, полноценно усваивается материал. Улучшается даже запоминание образов, если рассматривать их, группировать, анализировать. Таким образом, лучшее средство развития хорошей памяти у младших школьников – формирование методов работы с учебным материалом.
Комментарии
Добавить комментарий