Название симпатичного термина «сказкотерапия» говорит само за себя: это значит лечение сказкой. Психологи и психотерапевты считают терапевтические сказки для детей важным компонентом в лечебном процессе многих детских психологических проблем, таких как проявления страхов, тревожности, агрессивности. К ним также можно отнести энурез, нервный тик.
В любом художественном произведении, а в сказке особенно, используются красочные метафоры, яркие запоминающиеся образы героев – будь то животные, люди или волшебные существа, которые так или иначе могут воздействовать на эмоции, мысли и в целом на поведение ребенка.
Сказкотерапия для младших школьников может заключаться как в собственно чтении той или иной сказки «в тему», так и в сочинении своего варианта – старой сказки на новый лад – или же в воссоздании как бы «живьем» картинки, связанной с психологической проблемой ребенка, с помощью сказочных героев, т.е. в своеобразном проигрывании возникшей ситуации. Неплохой ход – рисование на сюжет сказки, лепка.
Занятия такого рода помогают ребенку не только «познакомиться» со своим страхом, но и, поняв, побыстрее справиться с ним.
Скажем, у ребенка отмечены какие-то страхи. Если вы знаете их причину, то с помощью сказки можно «нащупать» фобию, подвести к попытке самостоятельно «препарировать» ее, чтобы малыш увидел, что с ней можно справиться.
В сказке, которая будет выбрана для этой цели, у ее героя должна быть подобная проблема, поэтому сказки для сказкотерапии подбираются очень тщательно. «Лечебная» сказка должна быть веселой, неожиданной, где-то даже парадоксальной. Фантазия любящих родителей может любого сказочного злодея повернуть такой стороной, чтобы он был не страшным, а смешным. Вспоминается замечательный фильм «Айболит-66», где «ужасный, злой и страшный» Бармалей выглядит больше комически. Так примерно хорошо бы строить и домашнюю сказку.
Правила, по которым должна проводиться сказкотерапия для младших школьников, совершенно не сложны.
Группы для «сказочной терапии» с учетом характерных проблем младших школьников можно организовать в начальной школе. Сказкотерапия в работе психолога может иметь несколько направлений:
Если психолог работает с группой, то чтобы сказкотерапия для младших школьников была более эффективной, группа не должна быть больше 10–12 человек, а занятие длиться дольше учебного часа.
Психологи считают, что такие занятия помогают ребенку не только разобраться в самом себе, но и помогают ему понять особенности других людей, в данном случае своих сверстников, учат общаться и взаимодействовать с ними.
Терапевтические сказки утверждают извечную истину: добро побеждает зло. И не только в сказке, но и в жизни могут происходить волшебные явления. Если в «Аленьком цветочке» или созвучной ему «Красавице и чудовище» это самое чудовище можно пожалеть и полюбить, а затем и обрести в нем друга, то в жизни таких примеров хоть отбавляй, и для ребенка очень важно понять это.
Добавить комментарий