Некогда очень популярная в нашей стране песня начинается так - «Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!». Очень жизнеутверждающе и оптимистично. Далее следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые имея разные внешние данные, интересы и увлечения, взгляды и убеждения, все же замечательно уживались в одной стране. Но это песня, а жизнь, как правило, намного сложнее. Быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «семья», «класс», «школа», «город», «страна» не так-то и легко.
Содержание
Как и когда воспитывать толерантное поведение
К сожалению, как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах всегда существовал и продолжает существовать в наше время дух нетерпимости, неприязни к образу жизни, другой культуре, привычкам, убеждениям, верованиям. Исключением не является и школа. При этом предметом нетерпимости в школе может быть как этническая, социальная, половая, религиозная, национальная принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, привычки, интересы, увлечения.
Наиболее частой причиной, по которой классные руководители обращаются за помощью к психологу, является проблема межличностных отношений в классе, в основе которой лежит именно нетерпимость.
Обстановка в стране и в обществе в целом и в образовании в частности говорит о том, что необходимо проводить специальную работу по формированию толерантности в школьной среде.
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по положению, внешнему виду, поведению, ценностям и интересам и имеют право жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Отсутствие толерантности – глобальная проблема, поэтому необходимо заниматься ее формированием в процессе воспитания подрастающего поколения. Воспитанная в духе толерантности молодежь приобретет навыки критического осмысления, независимого мышления и выработки суждений, опирающихся на моральные ценности.
Воспитание толерантности у детей в наше время стало обязательным. Хотя Российская конституция (и конституции других стран) обеспечивает равные права всех граждан независимо от пола, возраста и национальности, в обычной жизни все не так. Несмотря на гарантии конституции, люди очень часто проявляют плохое отношение к другим национальностям и людям с физическими пороками развития. И такое отношение, как правило, формируется с раннего детства. Поэтому воспитывать толерантность у детей следует практически с младенчества.
Дети раннего и дошкольного возраста абсолютно нормально воспринимают в своем круге общения ребенка другой национальности. Они не видят ничего необычного в экзотичном имени ребенка, или в другом языке, на котором ребенок разговаривает со своими родителями. И, как следствие, основная задача воспитателя – ни в коем случае не противодействовать этому и всеми доступными методами поддерживать хорошее отношение к детям–иностранцам. Толерантность у ребенка должна воспитываться без какого-либо пресса со стороны. Если малыши с радостью играют друг с другом – стоит всячески их поддерживать. Если же дети поссорились – не акцентируйте внимание на их национальности, а вникните в суть конфликта.
Детям младшего школьного возраста нужно рассказывать о других странах. Им нужно объяснить, что там говорят на других языках и жизнь у них другая. Но иногда люди не могут жить хорошо в своей родной стране. И поэтому они переселяются в другие государства, где смогут жить лучше. Обратите внимание детей на то, что нельзя дразнить ребенка, просто потому, что он «чужой». Если одноклассник ничего плохого не сделал, тогда зачем его обижать? Нельзя использовать национальность человека, как аргумент, в ссоре. Но не позволяйте ребенку поступаться при конфликте, ссылаясь на другую национальность оппонента. Научите ребенка не давать себя в обиду и при этом уметь вести разумный диалог с людьми.
Копилка педагогической практики уже содержит немало форм, методов и приемов по воспитанию у школьников толерантности – это и организация деятельности детей в классе, использование художественной литературы и кинофильмов, организация диалоговых форм работы (дебаты, диспуты, дискуссии).
Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.
В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Учитель может попросить ребенка продолжить этот ряд.
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.
Упражнение «Таблица антиподов»
Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость.
Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем... Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.
Упражнение «Обрати минусы в плюсы»
Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.
Вновь обращение к образу монады. Тёмное пятно – на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Упражнение «Камушек в ботинке»
У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение «Жемчужина в раковине»
Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:
Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.
Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.
Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.
Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
Упражнение «Превращение монады»
Классный руководитель просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается сделать рисунок монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.
На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
Упражнение «Идеальный образ себя»
Учитель просит ребенка нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.
Классный руководитель может применять описанные приемы в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Некоторые из них подойдут для использования на классном часе соответствующей тематики с последующей организацией групповой рефлексии. При этом важно отметить, что применение этих приемов на практике предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, их безусловное принятие и поддержку. В заключение отметим, что педагогических приемов способствующих формированию толерантности достаточно много. Каждая педагогическая ситуация может рождать новый прием, а учителю следует использовать те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Сплочению классного коллектива прекрасно способствуют любые внеклассные мероприятия. Например, можно приобрести билеты в цирк – это не только возможность провести время весело и интересно, но и решить многие педагогические задачи.
Добавить комментарий