Характеристика – это важный документ, составление которого может потребоваться как в детском саду на ребенка, так и в организации по месту работы на конкретного человека, где описывают его личные качества, способности, характер и т.д.
Куда бы человек ни поступал, в школу или на работу, ему может быть предъявлено требование предоставить личностную характеристику, которая способна сыграть немаловажную роль в его дальнейшей судьбе. Этот документ позволяет сформировать представление о личных качествах человека, с которым предстоит работать, сотрудничать, взаимодействовать. Вот почему педагогам важно знать, как написать характеристику на школьника.
Как написать характеристику на ученика школы?
Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях психолого-педагогическая характеристика на ученика школы составляется абсолютно на каждого учащегося, и делается это для того, чтобы собрать необходимую информацию на ребенка для учителя, психолога, социального педагога, врача, администрации школы.
Типовая психолого-педагогическая характеристика на ученика школы, как правило, характеризует школьника по следующим основным направлениям:
- общая информация (сведения) об ученике;
- информация о семейном воспитании (условия);
- особенности участия ученика в различных видах деятельности: учебной, трудовой, познавательной, игровой;
- место ученика в коллективе класса, его роль в нем;
- ученик как личность (пункт содержит описание характера ученика, его темперамента, особенностей и способностей);
- уровень развития некоторых важных качеств личности, например: внимания, способности к восприятию, наблюдательности, ответственности, самоорганизации и т.д.;
- преобладающие виды памяти и мышления;
- уровень развития речи ученика;
- описание преобладающих эмоций ученика, какие виды чувств доминируют на психологическом фоне;
- соответствующие рекомендации (выводы).
Особенности составления характеристики на ученика начальных классов
Характеристика на ученика начальных классов должна содержать информацию об основных психологических и личностных особенностях школьника. Педагог должен стараться избегать предвзятости и давать только объективную оценку личности ученика. Правильно составленная характеристика на школьника начальных классов особенно важна на этапе завершения начальной школы, поскольку позволит педагогам среднего звена иметь представление о новых воспитанниках: их типах личности, чертах характера, особенностях поведения. Поэтому характеристика на ученика 4 класса должна быть более объемной и подробной, чем характеристика на ученика 1 класса.
Характеристика на ученика начальных классов может иметь следующие пункты:
- Общие сведения об ученике (Ф.И.О, класс, возраст, национальность, сколько полных лет, воспитывается в полной или неполной семье).
- Особенности физического развития ученика (соответствие физического развития физиологическому возрасту, состояние здоровья).
- Сведения о родителях и других членах семьи (помимо общих сведений, может включать имеющиеся данные об особенностях воспитания ребенка в семье, отношение самого ребенка к его родным).
- Общеучебные умения и навыки (какие школьные предметы наиболее интересны учащемуся, в освоении каких предметов он испытывает трудности и возможные причины этого; уровень интеллектуального развития, способность к анализу, обобщению, классификации полученной информации; насколько внимательный ученик, может ли длительное время концентрировать свое внимание на конкретном задании).
- Анализ эмоционального развития ученика (тип его темперамента, состояние нервной системы, стрессоустойчивость).
- Роль в классе (какое отношение ученика к классу и членов классного коллектива к нему, понимание учащимся своего места в классной среде; умение принимать самостоятельные решения, брать инициативу, выбирать друзей).
- Самооценка (описать уровень самооценки ученика, предположить возможные успехи и достижения в учебной жизни).
- Воспитанность (какие моральные и этические качества привиты ученику, а над чем следует еще поработать).
- Вывод учителя о готовности учащегося к переходу в среднюю школу.
Особенности составления характеристики на ученика средних классов
Ученики средних классов школы, по сравнению с младшими классами, имеют больше разных предметов, а, следовательно, и разных учителей, кроме того, учителя могут меняться при переходе от класса к классу. И, безусловно, грамотно составленная характеристика на ученика способна помочь новому педагогу наладить контакт с учеником (классом). Кроме того, имея представление о личностных качествах того или иного школьника, учителю будет проще составить план дальнейшей педагогической работы и сформировать оптимальные условия для развития классного коллектива. Конечно, характеристика на ученика 5 класса и характеристика на ученика 9 класса будут несколько отличаться друг от друга, но, тем не менее, план их составления будет идентичным.
Характеристика на ученика средних классов может содержать следующие пункты:
- Сведения об учащемся (полное имя, возраст, состав семьи, класс, родители).
- Физическое состояние и уровень здоровья ученика (к какой группе здоровья относится, посещает ли занятия спортом, имеет ли вредные привычки).
- В каких условиях воспитывается ученик (социальное положение семьи, подробные сведения о родителях их образовании и месте работы, какой тип воспитания преобладает в семье, какое отношение ученика к членам семьи).
- Интересы (чем особенно интересуется ученик в рамках школьной программы и внешкольной деятельности, степень устойчивости интересов).
- Общее развитие (Уровень интеллектуального развития ученика. Особенности памяти, способность запоминать информацию и в нужный момент ее воспроизводить. Мышление, развитие логического мышления, умения рассуждать. Хорошо ли развита способность к концентрации внимания и умение быстро его переключать с одного предмета на другой. Соответствует ли развитие речи возрасту ученика, насколько высок уровень культуры речи и широк словарный запас).
- Эмоциональность (устойчивое или нет эмоциональное состояние ученика, развито ли умение контролировать и сдерживать свои эмоции, какая реакция у ученика в стрессовых ситуациях).
- Взаимодействие с классным коллективом (Отношение ученика к классу и его членам, ученикам противоположного пола, классному руководителю, учителям. Как относиться класс к ученику? Активную или пассивную позицию занимает в жизнедеятельности класса?).
- Саморазвитие (умеет ли ученик поставить перед собой цель и добиваться ее, способен ли принимать самостоятельные решения, реально оценивать себя и свои возможности).
- Воспитание (охарактеризовать уровень морально-нравственного, гражданско-патриотического, этического воспитания).
- Заключение (подведение итогов и рекомендации).
Особенности составления характеристики на ученика старших классов
Характеристика на ученика старших классов – это своего рода итоговая характеристика за период обучения в школе, где к личным качествам добавляется описание специальных способностей, профессиональных наклонностей. Характеристика на ученика старших классов призвана помочь в определении подходящей профессии и ВУЗа для старшеклассника.
Характеристика на ученика старших классов может содержать вышеперечисленные пункты для ученика средних классов, а также следующие важные дополнения:
- Склонность ученика к гуманитарным или математическим наукам, посещение факультативов, дополнительных занятий, участие в олимпиадах, занятые места, поощрения.
- Способность ученика самостоятельно определиться с выбором профессии, адекватно оценивая свои умственные и физические способности.
- Умение рассуждать, принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия.
Основные требования, которым должна соответствовать характеристика на ученика школы
Подводя итоги, сформулируем основные требования, которым должна соответствовать характеристика на ученика школы:
- характеристика ученика должна содержать объективное отображение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых учеником в ходе учебного процесса и внешкольной работы;
- характеристика ученика должна классифицировать школьников, в зависимости от уровня преобладания у них тех или иных особенностей;
- в характеристике на ученика должно прослеживаться отношение учителей к ученику;
- характеристика на ученика должна быть оформлена по стандартной схеме;
- характеристика на ученика должна быть легкой для восприятия педагогами, незнакомыми с характеризующимися школьниками;
- составление характеристики на ученика не должно отнимать много времени.
Надеемся, что на основе наших рекомендаций, вам не составить труда сформировать подходящий именно вам образец характеристики на ученика и следовать ему в написании последующих характеристик.
Возрастные особенности школьного возраста
Комментарии
Добавить комментарий