Более 25 лет прошло с тех пор, как музыкальная педагогика в России и в республиках СССР получила исторический подарок. В сотрудничестве с Д. Б. Кабалевским была разработана и внедрена программа по музыке для общеобразовательных школ. Сегодня система Кабалевского стала классикой. Но значение музыки как учебного предмета на местах по-прежнему недооценивается. Обучение музыке в школе по-прежнему низкого качества.
Учителю, пришедшему на новую работу, нередко приходится выстраивать музыкальное воспитание с нуля. В этом деле важнейшую роль играет создание материальной базы предмета «Музыка». Не все учителя работают по системе Кабалевского. Некоторые являются последователями венгерского педагога Золтана Кодаи или выбирают не менее знаменитую школу Карла Орфа. В зависимости от этого выбора, кабинет музыки может иметь различные конфигурации.
При работе по Кабалевскому требуются все названные блоки. Помещение должно быть просторным и светлым. Парты подбираются с учётом посадки младших школьников, они не должны быть слишком большими. На окна навешивают автоматическую систему затемнения (для демонстрации слайдов, кино- и видеофильмов). Её можно приобрести в учебном коллекторе или заказать по интернету. Книги из библиотеки следует выдавать детям на уроке, а затем возвращать на место. Фонотека должна содержать полный набор компакт-дисков с записью музыки по каждому уроку. Они также приобретаются в учебном коллекторе, в интернете или в свободной продаже. Нужен проигрыватель компакт-дисков с колонками.
Наборы детских музыкальных инструментов приобретаем исходя из того, что удалось найти в продаже. Если идёт преподавание по Орфу и Кодаи, то надо разнообразить ударные. По Кабалевскому – включить в состав каждого набора маленький электронный клавишный инструмент.
Уроки музыки по системе Кодаи, предполагают уделять много времени хоровому пению. В этом случае хорошо бы договориться со спонсорами о том, чтобы кабинет перестроили в форме круглого амфитеатра. Тогда его акустика будет отвечать требованиям певческого пространства.
Педагог должен понимать, что только его инициатива и энтузиазм помогут решить дорогостоящую задачу - построить кабинет музыки.
В 21 веке появилось много новых музыкальных стилей, направлений, молодежных течений, которые не входят в основной курс музыкального обучения в школе. Это яркий, динамичный пульс стиля ARB, лирико-слезливая музыка Эмо, мистико-завораживающая – Готов, монотонно-речитативная, но с красивыми вставками-припевами, декламация Репа. Педагогу часто приходится вступать в конфликт, навязывая свою форму работы, мотивируя это тем, что старинную, классическую, народную музыку тоже нужно знать.
Никто не спорит – музыкальное обучение должно быть всесторонним, и от своих принципов никто отказываться не призывает. Но изучить с детьми и разобрать все плюсы и минусы молодежных направлений, понять, почему происходит фанатичное желание слушать, именно, такую музыку, все-таки, стоит. Подчас, дети сами мало знают о той музыке, которую любят слушать. А, благодаря учителю музыки, могут получать интересную информацию, которой они смогут поделиться со своими друзьями, повысив, тем самым, свой авторитет.
Подростки считают, что их музыкальные и иные пристрастия для самых лучших, необычных людей. Рекламные клипы об этом твердят постоянно: «Это только для самых лучших, кто с нами – тот исключительный человек!» Кому не захочется быть таким?
Можно воспользоваться тем же приемом, чтобы провести параллель с русской элитой прошлых веков – дворянством – сословием, которое наравне с изучением точных наук, русской словесности, философии, иностранными языками, постигали искусство владения оружием. Эти люди первыми становились на защиту своей Родины, невзирая на титулы, точнее, именно, поэтому и стремились быть впереди, ведь они – элита общества. При этом превосходно танцевали на балах, музицировали на фортепиано, рисовали, писали стихи.
Опираясь на эти примеры, покажите детям необходимость жить, опираясь на следующий лозунг: «Современный человек должен всё уметь и многое знать». Если школьники осознают и принимают необходимость этого, то можете смело переходить к изучению народной музыки, основы знаний о которой в небольших количествах уже передаются детям в семье. Подобрав интересный репертуар, покажите школьникам разнообразие национальной культуры через музыку.
Позже, уже затронув души детей эстетической глубиной и позитивными эмоциями, можно переходить к изучению классической музыки. Как ни странно, в знакомстве с классической музыкой неплохо помогают современные танцевальные кинофильмы: «Шаг вперед», «Уличные танцы» и др. В них используются современные аранжировки классических произведений Чайковского, Прокофьева, Моцарта. Обращение педагога к этим фильмам поспособствует появлению у школьников интереса узнать больше о творчестве известных композиторов.
Если учитель музыки слегка отойдет от выполнения советской программы Кабалевского, которая не в полной мере соответствует уровню развития современных детей – ничего страшного не случится. И декламируя Реп, и разучивая песню Шаинского «Вместе весело шагать», можно привить детям правильное отношение к человеческим ценностям.
И еще один немаловажный фактор успеха: учитель музыки должен уметь в работе применять компьютерные технологии, а не слушать музыку на старых магнитофонах. Если хотите, чтобы вас уважали дети, надо осваивать современную технику.
Добавить комментарий