Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в образовании сегодня наиболее популярны?
Содержание
Классификация инноваций в образовании
Инноватика в дошкольном образовании
Инновации в педагогике начальной школы
Инновационные подходы к обучению и воспитанию
Современная библиотека и дополнительное инновационное образование
Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов. |
Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕГЭ, электронный дневник и др.
Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы для использования всем педагогическим коллективом.
Целью педагогических инноваций в образовании является подготовка ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире.
Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:
1. По новизне:
2. По объектам образования:
3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по масштабам их внедрения:
4. По авторству инноваций:
5. По источникам инноваций:
Безусловно, любая педагогическая инновация зарождается из замысла в голове конкретного человека, а потом она уже становятся либо его авторской новинкой, используемой только на собственных занятиях, либо перерастает во внешний заказ и становится общепринятой, внедряемой по всей стране.
Очевидно, что внедрение инноваций не может быть одномоментным, это многоступенчатый процесс, начинающийся с создания и апробации новшества, последующим анализом результатов и, если требуется, корректировкой. Только после этого происходит его внедрение в педагогический процесс и распространение.
Комплексным процессом также является управление инновациями, включающим в себя работу с педагогами, учащимися, родителями, осуществление связи с окружающей средой, контролем, анализом, регулировкой и информационным обеспечением инновационной деятельности в образовании.
Педагогические инновации в дошкольном образовании - это требование времени. От того насколько эффективно осваиваются инновации в ДОУ зависит качество воспитательной и образовательной деятельности.
Различные инновации в детском саду в своей основе имеют личностно-ориентированный подход, при котором ребенку выделяется главная роль в процессе воспитания и обучения.
Примеры инноваций, характерные для дошкольных учреждений, это развивающие занятия (музыкальные, игровые, творческие и др.), а также коррекционные методики, направленные на снятие эмоционального напряжения, решение психологических проблем (сказкотерапия, цветотерапия, арт-терапия и др.).
В современном образовательном процессе личности ребенка отводится главная роль, он больше не является пассивным слушателем, получающим готовую информацию для заучивания.
Инновации в начальной школе позволяют ученику стать активным участником процесса образования.
Он ищет, анализирует, спорит, сопоставляет и находит правильное решение. Учитель в этом случае является помощником, который направляет и контролирует деятельность ребенка.
Эффективным инновационным методом, получившим широкое распространение, является проблемное обучение.
Такой метод обучения помогает получить более стойкие результаты в усвоении полученной информации, способствует поддержанию желания дальнейшего обучения и развития, формирует интерес к самостоятельному получению новых знаний.
Невозможно использование самых передовых педагогических инноваций без особого внимания к здоровью детей. Поэтому одним из главных инновационных направлений как в ДОУ, так и в школе является здоровьесберегающий компонент.
Это могут быть прогулки, спортивные праздники, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, релаксация), закаливания, водные процедуры. Все эти мероприятия не только поддерживают здоровье, но и формируют представления о здоровом образе жизни, учат оказывать первую помощь.
В рамках урока это может быть смена динамических поз, применение специального наглядного материала, способствующего снижению утомляемости и нервной возбудимости.
Появление и распространение информационных технологий дало возможность проводить такие занятия, которые активизируют познавательный интерес, ассоциативное мышление, способствуя более прочному закреплению полученных знаний. Такой эффект достигается при грамотном использовании презентаций, мультфильмов, отрывков из детских фильмов, мультимедийных учебников.
Ребенок вовлекается в экспериментальный процесс, становясь его участником, проходя все этапы и получая результат. Такая деятельность не только увлекает детей, демонстрирует значимость их труда, но и дает уверенность в себе.
Инновации в библиотеке работают на улучшение ее функциональных обязанностей. Для привлечения читателей теперь активно используется интернет, где можно получить и продлить читательский билет, получить информацию о проводимых библиотекой мероприятиях (выставки, конкурсы, тематические вечера).
Функции современной библиотеки значительно расширились, теперь это место для общения, интересного и полезного времяпрепровождения всей семьей.
Все чаще библиотеки становятся центрами дополнительного образования детей. Во многих библиотеках существуют занятия, на которых ребята мастерят игрушки, знакомятся с историей района.
На базе практически любой библиотеки существуют как бесплатные занятия, так и развивающие занятия на платной основе такие, как театральные, краеведческие, рукодельные кружки.
Дополнительное образование помогает в социализации детей, раскрывает таланты ребенка, развивает его интересы, помогает реализовать себя.
Инновации в дополнительном образовании детей повышают качество проводимых занятий.
Какими бы ни были инновации в дошкольном образовании и педагогические инновации в школе, они не могут развивать только умственные способности или здоровье. Весь комплекс новшеств образовательного процесса ориентирован на личность ребенка, на его гармоничное развитие. Целью таких новшеств должна стать уверенность ребенка в себе и собственных силах.
Комментарии
Добавить комментарий