Российская педагогика использует дидактические игры как важнейший метод обучения детей. Существуют разнообразные виды дидактических игр и игровых упражнений. Часто они интегрируются с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными. При этом тесно переплетены с процессом обучения и активно способствуют формированию знаний и умений детей.
Содержание:
Классификация дидактических игр
Структура дидактической игры
Задачи и функции
Особенности дидактических игр
Условия проведения
Игра – это важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт. В наибольшей степени это касается именно дидактических игр.

Классификация дидактических игр
Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как принято разделять их по различным критериям. Есть несколько видов объединения.
По использованию материала:
- настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино;
- с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой;
- словесные – «Краски», «Загадки».
По содержанию обучения и воспитания:
- по формированию математических представлений;
- сенсорные;
- словесные;
- по ознакомлению с природой;
- другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи.
По виду деятельности:
- беседы;
- путешествия;
- загадки;
- поручения;
- предположения.

Структура дидактической игры
Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.
Структура вмещает:
- дидактическую задачу;
- игровую задачу;
- игровые действия;
- игровые правила;
- результат игры.
Дидактическая задача
Дидактические задачи реализуются в процессе игры, заранее определяются взрослыми, которые планируют и руководят ею.
Игровая задача
Она отображает действия детей в процессе занятия, дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.
Игровые действия
Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.
Игровые правила
Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.
Результат игры
Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.

Задачи и функции
Все виды дидактических игр для дошкольников и школьников объединены общими задачами:
- Обучающая. Формирует у детей новые знания, умения, навыки, а также закрепляет их. Развивает познавательные процессы, расширяет кругозор;
- Воспитательная. Оказывает влияние на детскую личность;
- Ориентационная. Учит разбираться в ситуации, используя полученные знания в дальнейшем;
- Мотивационно-побудительная. Помогает активизировать деятельность детей, связанную с непроизвольным познавательным интересом.

Особенности дидактических игр
Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии. Они занимают большую часть учебного времени, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр. Воспитателями широко используются задания, которые стимулируют несколько видов ощущений – это игры настольные и предметные. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.
У детей 7-10 лет дидактические задания несколько видоизменяются. На первый план выходят игры словесные. Учитель, как правило, использует этот вид деятельности в начале или конце урока, чтобы заинтересовать младших школьников или поддержать интерес к пройденному материалу. Особенностью учеников начальных классов является хорошо развитое воображение, появление логического и аналитического мышления, благодаря чему обучающие игры могут существенно усложняться.

Условия проведения
- До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
- Во время всего процесса взрослый остается руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.
- Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
- Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.
Игры в детстве, в том числе дидактические, являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение. Педагоги и родители, грамотно внедряя их, способны помочь детям развиваться и обучаться незаметно и естественно для своего возраста.
Дидактические игры по математике - видео
Комментарии
Многие думают, что шахматы - это игра для взрослых, но дети, которые проявляют к ним интерес, могут научиться этой игре в очень раннем возрасте.
Существует множество исследований, которые показывают, что дети, которые играют в шахматы, имеют более высокие результаты на экзаменах, и многие школы сегодня используют шахматы как способ помочь своим ученикам развиваться интеллектуально , поскольку в игре задействованы навыки мышления более высокого порядка.
Добавить комментарий