В начальной школе большую часть учебного-воспитательного процесса выстраивает один учитель. Увидеть ясную картину развития учащихся класса, поставить задачи и отследить их решение ему помогает психолого-педагогическая характеристика. В этой статье поговорим о том, какой должна быть и что содержать психолого-педагогическая характеристика 1 класса.
Содержание:
Для чего нужна характеристика класса
Психолого-педагогическая характеристика – это документ, отражающий учебные и психологические особенности коллектива.
Характеристика 1 класса на начало учебного года помогает учителю увидеть готовность детей к школе, поставить задачи для успешной адаптации. Кроме того, характеристика коллектива будет неоценимой помощью другому руководителю при его смене, а также психологу и социальному педагогу.
Учителям-предметникам характеристика поможет познакомиться с коллективом и организовать учебный процесс исходя из особенностей класса.
Психолого-педагогическая характеристика 1 класса становится базовым документом, на основе которого составляются все последующие характеристики.
Примерный план характеристики на начало обучения может быть таким:
- Общие сведения о классе: дата образования, пол, возраст, количество детей, классные руководители.
- Учебная деятельность: успеваемость, отстающие, лидеры, отношение к учебе. Готовность к школе, адаптация первоклассников.
- Внеурочная деятельность: сведения об активе класса, участии во внешкольных мероприятиях, отношения в классе, с другими детьми, учителями. Информация о микрогруппах: количество, отношения внутри и между ними. Лидеры формальные и неформальные, изгои. Как ученики решают конфликты.
- Выводы и заключение, где нужно указать причины проблем, способы их решения, дату контроля изменений.
Характеристика классного коллектива 1 класса на конец года может быть составлена по ниже приведенному плану.
Направление деятельности класса:
- Ведущая деятельность.
- Роль класса в жизни школьников.
- Традиции, нормы класса, положение классного коллектива среди других.
- Участие в общественной работе и мероприятиях вне школы.
Образовательная деятельность:
- Отношение к учебе.
- Уровень успеваемости.
- Контроль успеваемости и выполнения домашних заданий.
- Дисциплина и наказания за ее нарушение.
- Отношение в классе к лидерам, неуспевающим, нарушителям дисциплины.
- Формы взаимопомощи в коллективе.
Межличностные отношения:
- Основа взаимоотношений: место жительства, интересы, учебная деятельность.
- Поменялись ли группировки и их отношения.
- Изгои класса: причины, что предпринималось, чтобы исправить ситуацию.
- Характер отношений в коллективе, с учителями, другими учащимися.
Психологическая обстановка:
- Терпимость учащихся к чужому мнению.
- Как выражены доброта, честность, ответственность, уважение, долг и достоинство.
- Психологическое самочувствие учащихся в коллективе.
- Как прошла адаптация первоклассников.
Постановка задач и выводы:
- Что в целом изменилось.
- Что осталось на том же уровне.
- Что еще нужно изменить и как этого достичь.
Для составления характеристики учителю надо собрать много разноплановых данных. В этом ему помогут разные методы.
Характеристика 1 класса в начале учебного года будет содержать данные за небольшой промежуток времени, а в конце года – за весь первый класс.
Собрать эту информацию помогут:
Психолог и социальный педагог могут оказать помощь в сборе необходимых данных: провести опрос, социометрию, обработать данные, понаблюдать за детьми на уроках.
Правильно составленная психолого-педагогическая характеристика класса поможет учителю вовремя обнаружить проблемы, и найти пути их решения.
Добавить комментарий