Что такое открытый урок в школе? Открытые уроки в педагогической практике – это обязательные мероприятия. Каждый учитель их проводит один или несколько раз в год.
Содержание
Открытые уроки необходимы:
Сталкиваясь с необходимостью провести открытый урок, молодые учителя паникуют, предполагая, что их небольшой педагогический опыт не позволит удивить комиссию уникальностью стиля общения с детьми либо неординарностью преподавания. Но это не только возможность показать себя с лучшей стороны перед проверяющими, это подходящий случай, чтобы попробовать что-то новое, обогатить свои педагогические методы. При этом не следует забывать, что за новаторским подходом и творческими находками не должны потеряться знания, которых ожидают и ваши ученики, и комиссия.
Перед тем, как вы приступите к составлению плана урока, постарайтесь представить себе предстоящее мероприятие, подумайте, какую изюминку вы планируете добавить, какой тип урока выберете, как планируете добиться оптимального баланса между традиционным подходом и личными учительскими наработками.
Проведение открытого урока требует от учителя более тщательной подготовки, чем ежедневная работа. Ведь здесь нужно не только ознакомить учащихся с новой темой или закрепить пройденный материал, но и продемонстрировать своё педагогическое мастерство с самой лучшей стороны.
Итак, по порядку.
Форма урока – благодатная почва для вашей фантазии. В зависимости от типа урока (подача нового материала, контроль знаний учащихся и прочее), подумайте, чего бы хотели ваши ученики. Возможно, они с удовольствием отправятся в путешествие по местам жизни и творчества изучаемого автора или захотят поучаствовать в интеллектуальной игре? Можно предложить детям оценить работу их одноклассников (но решающее слово должно оставаться за учителем) или создать условия для успешной дискуссии, разделив класс на группы, отстаивающие разные взгляды.
Если вы решили опробовать нестандартную форму урока, нужно хорошо поразмыслить над тем, в каких местах вашего плана могут возникнуть проблемы. Подготовьтесь к неожиданностям, разработайте несколько вариантов действий на случай, если урок пойдет не по плану и ученики и комиссия заскучают. При выборе формы урока следует ориентироваться на конкретный класс. Ведь не все дети примут ваши правила игры. А если они не захотят участвовать в ваших экспериментах – провал обеспечен. Желательно до начала запланированного открытого урока опробовать новшества в другом классе. Так вы сможете определить слабые места в своем плане, посмотреть на реакцию учеников.
Помните об основных этапах урока, которые нужно обыграть в соответствии с формой урока. Комиссия обычно внимательно следит за соблюдением этого условия.
Поскольку открытый урок заставляет учителя и учеников находиться в состоянии повышенного эмоционального и психологического напряжения, нужно воспользоваться некоторыми советами, которые помогут достойно выдержать это испытание.
Советы:
Каждому учителю известны основные этапы проведения классического урока:
Поскольку проведение любого урока – это работа с детьми, на которых нужно ориентироваться в первую очередь, на практике последовательность этапов время от времени приходится менять местами или вовсе отходить от традиционного варианта.
Для проведения открытого урока понадобится этот план или несколько пунктов из него (в зависимости от того, какой тип урока был выбран).
После занятия обязательно следует «разбор полётов». Сначала самоанализ учителя, проводившего открытый урок. Он озвучивает степень достижения поставленных целей и задач, объясняет произошедшие отклонения в плане, комментирует выставленные оценки и необходимые нюансы.
После этого следует анализ открытого урока администрацией школы (завучем, директором), председателем методического объединения или методиста-предметника. Если позволяет время, можно устроить небольшую дискуссию с вопросами и рекомендациями.
Даже опытные учителя сталкиваются с недочетами в своем плане работы. Нужно запомнить, чего делать не следует.
- слишком сложный материал
Стремление показать себя с лучшей стороны может толкнуть преподавателя на излишне углубленную подачу информации, что не будет оценено ни учениками, которые попросту вас не поймут, ни проверяющими. Для комиссии важно, чтобы учитель придерживался программы и рекомендаций, одобренных Министерством образования.
Ваше рвение вряд ли будет оценено по достоинству.
- слишком простой материал
Страх, что дети могут что-то не понять и сорвать ваш план урока, не сумев включиться в обсуждение темы, заставляет учителя примитизировать материал. Такая «разжеванная» информация не будет интересна классу, что обязательно заметят и проверяющие.
- использование технологий не по назначению
Если вы хотите продемонстрировать комиссии вашу продвинутость в плане технологий, помните, что главное – это содержание, а не форма. Нет никакой необходимости демонстрировать карту мира с помощью проектора.
-групповые формы работы
Если дети получают групповое задание, проверяющие обычно начинают скучать, поскольку ничего не происходит. Кроме того, есть риск, что «рабочие совещания» в группах перерастут в обыкновенный галдеж, который также не порадует комиссию. Не стоит путать групповую форму задания с индивидуальной работой в группе. Такой вариант вполне приемлем.
Как бы ни был идеален ваш план, велико количество сил и времени, вложенного в подготовку открытого урока, неожиданности не заставят себя ждать. Будьте готовы к импровизации. Возможно, план придется корректировать по ходу работы. Комиссия непременно оценит легкость, с которой вы выходите из ситуации, а дети будут видеть в вас не шаблонного учителя, а мастера своего дела.
Открытый урок – это не только испытание, но и прекрасная возможность для учителя продемонстрировать знания, умения и навыки, разнообразить свою деятельность и дополнительно мотивировать учащихся на изучение предмета.
Открытый урок учителя начальных классов
Добавить комментарий