Сегодня родители и педагоги все чаще вынуждены говорить про зависимость от компьютерных игр у подростков. Этот вид зависимости, при которой компьютерная игра становится главной потребностью подростка, появился сравнительно недавно и продолжает стремительно набирать обороты. Только на первый взгляд он не так страшен, как другие болезненные привязанности, типа алкоголизма или наркомании. Компьютерная зависимость у подростков формируется на основе ухода от реальности, компенсируя невозможность разрешения личных проблем.
Содержание:
Как понять, что ребенок зависим от компьютера?
Конечно, не все компьютерные игры одинаково опасны в плане формирования зависимости. Наиболее значимо влияние на психику подростка так называемых ролевых игр, когда игрок практически отождествляется с предлагаемой ролью, «выпадает» из реальной жизни.
Существует три разновидности ролевых игр:
Больше всего «захватывают» игры 2-ого типа, когда игрок полностью отождествляется со своим героем, тотально входя в выбранную роль. Постепенно он начинает терять связь с окружающим, все сильнее погружаясь в виртуальный мир. В критические моменты сценария он даже начинает двигаться вместе со своим героем, подпрыгивать на стуле или наклоняться, стараясь увернуться от выстрелов или ударов, краснеть или бледнеть.
В играх 1-ого типа эмоциональная «захваченность» менее выражена, тем не менее, неудачи или гибель компьютерного персонажа также способны вызывать целый спектр негативных эмоций, а победа – эйфорию. Эти эмоции и подкрепляют игровое поведение, наполняя обедненную реальными чувствам жизнь подростка.
При играх руководящего типа сильного «погружения» можно ожидать только от подростков с развитым воображением, однако, и в этом случае может сформироваться довольно выраженная психологическая зависимость.
Вот основные симптомы игровой зависимости:
Зависимость от компьютерных игр у подростков может проявляться также в социализированной форме, когда игроки ориентированы больше на сетевые игры. Способность к социальным контактам здесь страдает в меньшей степени, а игра удовлетворяет потребность в соревновании, конкурентной борьбе. Возможно, именно этого подростку и не хватает в реальной жизни.
К счастью, у родителей есть возможность заметить появление нездоровой привязанности у ребенка на ранней стадии, когда она носит еще характер легкой увлеченности и проявляется в свободное время, не нанося ущерба более важным занятиям. В этот период потребность в игре только формируется.
Если эту фазу пропустить, то позже появляется более выраженная увлеченность, когда подросток играет систематически, перестраивая свой распорядок дня таким образом, чтобы было больше времени на игру. В его психике происходит активная переоценка ценностей.
Если и здесь ничего не было предпринято, возникает стадия собственно зависимости, когда потребность в игре становится основной, а сама компьютерная игра – главной жизненной ценностью. Подросток полностью уходит в виртуальный мир, постепенно прекращая общение с друзьями и семьей. Если он по какой-то причине не может продолжить игру (не получает положенной «дозы»), у него возникает депрессия, повышается раздражительность и так далее.
На этом этапе родителям вряд ли удастся самостоятельно помочь своему ребенку. Лучше начать действовать уже при первых признаках игровой зависимости.
Как правило, потребность ухода в виртуальный мир игры возникает у ребенка в случае неблагополучия в сфере семейных отношений, когда нет взаимопонимания между самими родителями и родителей с детьми. Поэтому, главное, с чего следует начать – это посмотреть, где в семье есть слабые места и скорректировать свое поведение.
Здесь не помогут нотации, уговоры, убеждение и семейные сцены с криками и слезами. Подобные методы способны лишь еще больше усугубить ситуацию, усилить негативные тенденции в семье. Нужно начинать с личного примера. И неважно, что это будет - выбор зависит от конкретных обстоятельств.
Родителям нужно задаться вопросом, сколько времени они сами просиживают за компьютером, особенно в социальных сетях. Возможно, они и сами не прочь поиграть время от времени?
Можно предложить ребенку посоревноваться, кто способен реально выполнять договор о проведенном у компьютера времени? Нарушитель отправляется выполнять какую-нибудь домашнюю работу, например, пылесосить ковер или выносить мусор. Если в течение недели ребенку удается избежать штрафных очков, то в выходной можно всей семьей отправиться посидеть в кафе, на спортивный матч или придумать что-то еще.
В подростковом возрасте активно формируются навыки общения со сверстниками обоего пола. На этой почве часто возникают конфликты, которые могут стать причиной отказа от общения со школьными друзьями. Поэтому так важно уметь доверительно общаться со своим ребенком, помогая ему разобраться в сложностях взаимоотношений.
Если после беседы выясняется, что ребенку просто скучно, а жизнь его бедна яркими впечатлениями, нужно подумать вместе с ним, чем заполнить свободное время: посетить бассейн или каток, погулять по лесу, покататься на велосипеде, и так далее. Тогда времени на компьютерные игрушки просто не будет оставаться.
Присмотревшись, к каким занятиям склонен ребенок, что ему нравится смотреть по телевизору, о чем говорить, необходимо подобрать ему секцию или кружок, соответствующий его интересам. Это может быть также музыкальная, художественная или спортивная школа, если есть выраженные способности нужного профиля. Здесь подросток сможет найти и новых друзей. Конечно, все это связано с дополнительными финансовыми затратами, но ведь речь идет о будущем ребенка и его психическом здоровье!
Бывает так, что самостоятельно родители не могут изменить ситуацию. В этом случае нужно обратиться за помощью к психологу, и чем раньше, тем лучше.
Добавить комментарий