Мелкая моторика пальцев рук ребенка – чрезвычайно важная система в его дальнейшем психическом развитии. Она непосредственно участвует в формировании взаимосвязи между левым и правым полушариями головного мозга.
Чем раньше родители обратят на нее внимание, тем лучше. Уже грудному младенцу рекомендуется выполнять пальчиковую гимнастику – мама массирует пальчики малыша, воздействуя, тем самым, на соответствующую зону в коре головного мозга. Важно помнить, что данная зона тесно соседствует с областью, отвечающей за речевое развитие ребенка (исследования Уайлдера Пенфилда). Таким образом, мелкая моторика и речь непосредственно связаны между собой.
Кроме того, развитие мелкой моторики является необходимым условием в последующем формировании письменной культуры ребенка. Иными словами, если вы не хотите допустить у вашего ребенка в будущем возможных проблем с речью и письмом, мелкая моторика рук малыша должна быть в центре вашего внимания. Кстати, о внимании – уровень его развития, а также уровень развития памяти также тесно связаны с активацией моторной функции рук ребенка.
В дополнение, следует отметить релаксирующую функцию моторики рук в ситуации мыслительной утомляемости. Иными словами, когда мозг ребенка требует отдыха, упражнения, направленные на мелкую моторику рук, позволяют ему получить этот отдых в необходимом количестве.
В более старшем возрасте следует давать возможность ребенку самостоятельно зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы и заклепки. Эти манипуляции также являются хорошими упражнениями на развитие мелкой моторики у детей.
Главное, чтобы все действия происходили естественно, без нажима со стороны взрослых. Если что-то не получается, не следует акцентировать внимание ребенка на его неудаче, мол: «Какой ты растяпа – даже пуговицу толком застегнуть не можешь!». В таком случае, процесс застегивания пуговиц может стать для ребенка более напряженным, связанным с негативными эмоциями. Соответственно, возможность ошибки только возрастает, а с ней – и новый негатив.
Закрепленные же за процессом негативные эмоции, могут сопровождать его длительное время. Это, в свою очередь, будет тормозить процесс развитие мелкой моторики руки ребенка, а также иметь дополнительные негативные эмоциональные и речевые последствия.
Развитие мелкой моторики у дошкольников может происходить в игровой форме. Например, подойдут пальчиковые игры, формирующие ощущения и представления о составе движений.
Использование маленьких речевок в упражнениях, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников, придадут занятиям положительный эмоциональный фон и будут восприниматься детьми в качестве занимательной игры.
Хорошо подойдут игры на развитие мелкой моторики, с использованием элементов массажа. Например, можно использовать карандаш.
Также можно использовать в качестве массажного элемента мячик (ок. 10 см в окружности).
Кроме этого, существует комплекс игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников, при помощи манипуляций с различными предметами – природный материал (шишки, желуди, каштаны, семена), предметы рукоделия (бусы, ленты, тесьма, катушки), хозяйственные инструменты (баночки, коробочки, крышки, шурупы), и др.:
В качестве отдельного направления можно использовать песочную терапию. Спектр упражнений достаточно широк. Ребенку можно предложить порисовать на песке, оставить отпечатки рук-ног, найти спрятанный в песке предмет, построить песочный замок и т.д.
Также следует использовать специальные игрушки для развития мелкой моторики ребенка. Если речь идет о маленьком ребенке, для этих целей хорошо подойдут различные пирамидки и кубики. Если малыш уже подрос, можно использовать конструкторы, мозаики и пазлы. Кстати, для подросшего малыша также можно использовать природный материал, описанный выше. Только задания следует усложнить. Вместо перебирания, перекатывания и т. д. – создание поделок.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются занятия живописью. Пока ребенок еще маленький, можно предложить ему раскрашивать картинки. Впоследствии же ребенок будет учиться рисовать самостоятельно. Если малыш не любит рисовать, можно предложить ему глину или пластилин.
При этом важно не только обеспечить малыша всеми необходимыми материалами, но и создать яркую эмоциональную атмосферу для занятий, чтобы процесс развития сопровождался позитивными переживаниями.
Автор статьи: Анастасия
Добавить комментарий